фавор Юбилейный выпуск приложение - page 39

нрлвственное воспитание
на
уроках PV
CCK0r0
яз ык<\ и литературы
что они начинали и что хотели осуществить: «они хотели породить
в России эпоху религиозного очищения и для этого хотели
использовать художественное вдохновение и видение» (Ильин).
Наряду с Пушкиным, Достоевским, Тютчевым, Гоголь
понимал духовное существо России и указывал ей путь в будущее,
завещая быть верной своей духовной сущности.
Ни в одной другой литературе нет такого пристального
внимания к внутреннему миру человека, не к психологии, а его
напряжённому духовному поиску вечных истин, тому «томлению
духовной жаждой», без утоления которой жизнь оказывается
«напрасным даром». Разве не странными должны казаться
иностранцам тоскующие наши «лишние люди», имеющие всё, к
чему так стремятся герои Бальзака, Драйзера, - богатство, любовь,
положение в обществе - и проклинающие жизнь?
Проблема «лишнего человека» возникла в отечественной
словесности прошлого века. Она неразрывно связана с вопросом
смысла жизни, а это, как известно, проблема религиозная.
Н. Бердяев писал: «Великое томление, неустанное богоискание
заложено в русской душе, и сказалось оно на протяжении целого
столетия... Вся почти русская литература, великая русская
литература, есть жизненный документ, свидетельствующий об
этом богоискании, о неутомлённой духовной жажде».
Русскими классиками постоянно поднимались извечные
вопросы человечества. Что такое добро и что такое зло? В чём
смысл жизни и смерти человека? Почему человек должен творить
добро? Почему же возникла эта неотложная потребность «смысл
разрешить» и откуда взялась эта мысль?
А ведь решение всех этих вопросов, которыми мучаются
герои русской классики, прямо и непосредственно упирается в
вопрос о том, верит ли человек в Бога и бессмертие души - и
тогда все вопросы снимаются - или всё начинается и кончается в
видимом мире?
В XIX веке традиционное религиозное миросозерцание
переживало кризис, который начался в Европе ещё во времена эпохи
Возрождения и в прошлом столетии превратился в явление поистине
глобальное, во многом определяющее духовный климат эпохи.
Преобразования Петра I способствовали проникновению в
щ
1...,29,30,31,32,33,34,35,36,37,38 40,41,42,43,44,45,46,47,48,49,...76
Powered by FlippingBook