фавор Юбилейный выпуск приложение - page 38

нравственное воспитание
на
уроках
pYCCKoro языка и литературы
молитве; от революционного бунтарства - к свободной лояльности
и мудрой государственности; от мечтательного поклонения
свободе - к органическому консерватизму; от юношеского
многолюбия - к культу семейного очага. История его личного
развития может быть соотнесена с историей развития российского
духовного Бытия и русской судьбы.
Творчество Пушкина не случайно выросло на ниве
тысячелетнего искусства, которое в России родилось как действие
молитвенное, как акт духовный. И поэтому внимательный взгляд
найдёт ту же традицию и в «Слове о полку Игореве», и в пении
калик перехожих, и в былинах, и в народных сказках. Русское
искусство прежде всего делает человека мудрым, оно есть своего
рода «Книга Голубиная», содержащая мудрость «вселенной». Оно
даёт человеку жизнеумудрение, как в былине или светской сказке,
или богоумудрение, как в акафисте, житии и предании. Тот, кто не
заметит или недооценит эту национальную традицию, тот немного
поймёт в истории русского искусства.
Национальным гением, несомненно, является и Н. В. Гоголь,
личность целостная, несмотря на все свои изломы и колебания.
Его при жизни и после смерти ценили как великого сатирика и
юмориста и почти вовсе не воспринимали трагически-мистическую
сторону его дарования. Жизненный путь Гоголя, его внутреннюю
и творческую эволюцию следует рассматривать как историю
великого духовно-нравственного очищения и просветления.
Трагизм человеческого существования Гоголь видел в том,
что люди, предаваясь своему естественному эгоизму, утрачивают
божественное измерение жизни и явлений и превращаются в
мёртвые души. Не случайно в повести «Портрет» Гоголь показал,
что жизненный и творческий трагизм Черткова предопределён
небрежением своего духовного видения, в результате чего он
оказывается жертвой сатаны.
Центральная идея творчества Гоголя связана с поисками путей
духовного просветления. «Мелководье бездуховной жизни»
изображали многие художники XIX века как в России, так и за её
пределами (Бальзак, Флобер, Мопассан, Золя и т. д.). Но никто из
них не обладал живой религиозностью и потому не мог указать
пути выздоровления. Лишь два гения - Пушкин и Гоголь - знали,
1...,28,29,30,31,32,33,34,35,36,37 39,40,41,42,43,44,45,46,47,48,...76
Powered by FlippingBook