фавор Юбилейный выпуск приложение - page 3

Преподаватель истории
Антонина Ивановна Лунина
Мы не имеем права в образовании
и воспитании отделять народ от его истории, в которой
вера была созидающей силой славянской души
К.Д. Ушинский
РУССКАЯШКОЛА
В ПОСЛЕДНИЕДВА СТОЛЕТИЯ
Уже в древнерусском государстве определились основные
типы школ: книжные, монастырские, домашние школы, школы
грамоты. Многие из них функционировали вплоть до XVII века.
Цель обучения состояла в том, чтобы «спасти народ». «Спасение»
заключалось в воцерковлении народа путём христианского
образования. Сложившийся уклад жизни до 17 века начал
разрушаться под воздействием церковных реформ и деятельного
участия «последних и лучших людей Древней Руси» в
распространении западного уклада жизни. К этим людям можно
отнести царя Алексея Михайловича, боярина Ордин-Нащёкина,
князя Голицына и, конечно, Петра I.
Не затрагивая всех этих проблем (хотя и очень важных),
рассмотрим основные тенденции школьного дела в стране на
протяжении XIX и XX веков. Постоянно велась борьба между
представителями русского и классического образования. С начала
XIX века стало обычным проведение школьной реформы не только
каждым императором, но и почти каждым министром народного
просвещения. Министерство было создано при Александре I в 1802
году, первым министром стал граф П.В. Завадовский (1738-1812).
Религиозное преподавание страдало от этих реформ, которые
зачастую носили характер педагогических экспериментов.
Единого плана обучения не было. В январе 1803 г. Александ­
ром I были утверждены «Предварительные правила народного
Iфосвещения». Согласно этим правилам, всё народное просвещение
представляло собой систему из школ четырёх ступеней:
1,2 4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,...76
Powered by FlippingBook