фавор №4 - page 6

\
н п л \с я
П
равославию
народа служит его способность подниматься на ноги после его падения, когда
он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом
человеке. Хитрые московские князья, не брезгуя никакими средствами, при
содействии самой орды построили безопасную нишу, маленькое срединное
Московское княжество. Которое свободно вздохнуло от тишины. В сер. 14 в.
подросло поколение, начавшее отвыкать от страха ордынского, от нервной дрожи
отцов при мысли о татарине. Это поколение и почувствовало, что скоро забрезжит
свет. Чтобы сбросить варварское иго, нужно было укрепить нравственные силы
общества.
Этому делу, нравственному воспитанию народа, и посвятил свою жизнь
Преподобный. Он начал с себя и продолжительным уединением, исполненным
трудов и лишений, среди дремучего леса приготовлял себя быть руководителем
других пустынножителей. Тут воспиталось дружное братство, производившее
глубокое назидательное впечатление на
*
мирян. Мир приходил к монастырю с
пытливым взглядом, которым он привык
смотреть на монашество. И что же он
видел? «Все хуцостно, все нищетно, все
сиротинско», — как выразился один
мужичек, пришедший посмотреть на
прославленного Преподобного. Но все
дружны между собою и приветливы к
пришельцам. Каждый делает свое дело,
каждый работает с молитвой, и все молятся после работы. Мир видел все это и
уходил ободренный и освеженный. Людей, побывавших в обители, было не много,
но и в тесто нужно немного дрожжей, вызывающих в нем живительное брожение.
«Нравственное влияние действует не механически, а органически. Сам Христос
сказал: «Царство Божие подобно закваске».
Нравственное пробуждение и было началом политического возрождения
русского народа. И народ, привыкший дрожать при одном имени татарина,
собрался, наконец, духом, встал на поработителей и не только нашел в себе
мужество встать, но и пошел искать татарских полчищ в открытой степи и там
навалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими
многотысячными костями.
Преподобный Сергий благословил на этот подвиг главного вождя
русского ополчения Димитрия Донского такими словами: «Иди на безбожников
смело, без колебания и победишь».
Чувство нравственной бодрости, крепости, которое Преподобный
вдохнул в русское общество, еще полнее и живее воспринималось русским
монашеством. В жизни монастырей наступил перелом. Если за сто лет с 1240 по
1340 возникло всего около 30 новых монастырей, то за следующие сто лет, когда
Русь начала отдыхать от внешних бедствий и приходить в себя, из куликовского
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,...48
Powered by FlippingBook