фавор №4 - page 4

У чим ся П
равославию
л Ш
значение преподобного оергия радонежского
в ИСТОРИИРОССИИ.
Этот номер гимназического журнала посвящен нашему Небесному
покровителю. Житие Преподобного нам всем должно быть хорошо известно.
Значение преподобного Сергия Радонежского для России трудно переоценить.
И всё же обратимся к известным русским историкам, попытавшимся в своих
работах раскрыть роль Преподобного для нашего Отечества.
ь 1892 году необычайно торжественно был отмечен 500-летний юбилей со
дня преставления Преподобного, чего не было ни в 17-ом, ни в 18-м веках.
Пышные торжества состоялись сто лет назад в царствование Александра III,
который вместе с обер-прокурором Священного Синода К.П. Победоносцевым
распорядились отметить эту дату особо широко. Был совершен крестный ход из
Москвы в Сергиев Посад, в котором участвовали не только богомольцы, но и
войска московского гарнизона, 8 архиереев. Были открыты бесплатные столовые,
организованы юбилейные чтения, о Преподобном рассказывали в каждом
учебном заведении.
В актовом зале Московской Духовной Академии состоялось
торжественное собрание в память угодника. Оно открылось пением тропаря
«Днесь благодать Святаго Духа нас собра...». Затем ректор Академии архим.
Антоний Храповицкий произнес речь «Нравственная идея догмата Пресвятой
Троицы», в честь которой прп. Сергий основал обитель. По окончании речи
ректора хор студентов исполнил кантату «Торжествуй наша обитель...». Затем
была прочитана речь, написанная известным русским церковным историком
проф. Е.Е. Голубинским о значении прп. Сергия в истории русского монашества.
Последним говорил речь известный учёный, гражданский и церковный историк
проф. В.О. Ключевский, который в художественно блестящей речи раскрыл
значение Чудотворца для русского народа. А далее следовали народный гимн
«Боже Царя храни», исполненный хором студентов, и пение тропаря
преподобному Сергию.
Итак, вот выдержки из речи Е.Е. Голубинского о значении прп. Сергия в
истории русского монашества: «Сергий имеет значении в истории нашего
монашества такое же, как и Феодосий Печерский. Последний ввел строгое
монашество после принятия нами христианства от греков<...>. После Феодосия
с течением времени строгое монашество постепенно уступило место монашеству
нестрогому. Истинное монашество должно быть строгим общежитием, при
котором у монахов не было бы ничего собственного. Чтобы все у них было общее
вплоть до иголки, как заповедал Феодор Студит. Строгим общежитием и было
монашество в первое время его существования. Свт. Иоанн Златоуст пишет о
современных ему монастырях: «Там не говорят это — мое, это — твое. Оттуда
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,...48
Powered by FlippingBook