фавор №4 - page 5

Учимся П
равославию
^ 1 ^ 0 .
JGd&5|?
изгнаны слова сии, служащие причиной бесчисленного множества распрей».
Монашество есть исключительный и нарочитый путь, ведущий в Царство
Небесное. Достигнуть Царства Небесного желают все верующие, а поэтому
желающих идти в монахи было очень много. Но истинное монашество весьма
трудно. Истинное монашество - это одинаковая для всех скудость в пище, худость
в одежде, одинаково для всех тяжелый труд, одинаковая для всех
продолжительность молитв и бдений. Люди, желавшие идти верным путем,
ведущим в Царство Небесное, а в то же время находившие путь этот слишком
трудным, решили для себя сгладить его, и после возникло убеждение, будто может
спасти человека даже одно возложение им на себя монашеской одежды. Вот такие
люди и ввели облегченное монашество.
После Феодосия строгое общежитие уступило место общежитию
нестрогому, при котором кое-что было общим, но и дозволялось каждому монаху
иметь частную собственность. А потом нестрогое общежитие уступило место
полному особножитью. И вот спустя три столетия без четверти века Бог воздвиг
преподобного Сергия, чтобы он был у нас восстановителем строгого монашества...
Глядя на Преподобного, многие настоятели монастырей, из которых
немалое количество были учениками св. Сергия, начали устраивать общежитные
монастыри. Вот так было установлено в Московской Руси строгое монашество,
вот в чем значение Преподобного. Но и после него не было так, чтобы монашество
это осталось у нас навсегда. Оно приходило в упадок, но даже если и поднималось,
то никогда не достигало той высоты, на которую было поставлено Сергием».
Свою речь Голубинский окончил пожеланием, чтобы современное
монашество поднялось на эту высоту.
Ш Ш
Речь В.О.Ключевского «Значение преподобного
Сергия для русского народа и государства»: «Какой же подвиг
так освятил Его имя? Для этого надобно припомнить время,
когда он подвизался. Он родился, когда вымирали последние
старики, увидевшие свет около времени татарского разгрома
русской земли (1237-40 гг.) и когда уже трудно было найти
людей, которые бы этот разгром помнили. Но во всех русских
нервах еще до боли живо было впечатление ужаса,
произведенное этим всенародным бедствием
Народ был в состоянии мертвенного оцепенения. А что еще хуже ужасом
отцов, переживших бурю, заражались дети, родившиеся после него. Мать пугала
непокойного ребенка лихим татарином. Услышав это злое слово, взрослые
растерянно бросались бежать, сами не зная куца. И вот эта внешняя случайная
беда грозила превратиться во внутренний хронический недуг.
Панический ужас одного поколения мог развиться в народную робость,
в черту национального характера. Одним из отличительных признаков великого
5
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,...48
Powered by FlippingBook