Фавор №11 - page 7

<<
Учимся православию
*
*
подобию Своему; что знания, касающиеся здешнего мира, нужнытолько здесь,
на Земле, с разрешением же стихий мира они прекратятся и за пределами
гроба нашего нам будут не нужны; что познание веры и заповедей Божиих,
уклонение от греха и добрая жизнь необходимы каждому человеку и здесь, и
в будущей жизни. Будем же учить их так, чтобы они любили всей
душой и всем сердцем Господа и друг друга и не забывали, как ныне многие
забывают или отвергают, что за пределами времени находится вечность, за
пределами видимого мира - мир невидимый и вечный, прекраснее здешнего,
и за пределами смерти и могилы - жизнь бессмертная, а после честных трудов
вечное упокоение и блаженство на Небе и Отца небесного».
Особое внимание о. Иоанн уделял учительскому призванию и
нравственным требованиям к преподавательскому составу. По этому поводу
он, в частности, писал: «Светильник для тела есть око. Учитель есть
светильник для учеников. Итак, если око его, взгляд его на своей предмет,
метод преподавания будет прост, то все ученики его, хорошо его понимая,
будут просвещаться от его преподавания, в их умах все будет светло.
Если же око учителя, взгляд его на предмет, метод преподавателя
будут неясен и темен, чужд простоты, наглядности, то и все тело его, то есть
все ученики его, будут блуждать своими умами во мраке, ощупью ища
истины, затемненной словами, фразами, оборотами речей. Итак, если самый
свет, то есть сам учитель, будет темен, то какая же будет тьма, то есть ученики
его, которых он должен просвещать? Ответ очевиден. Итак преподавание
должно быть самое простое. Но если простое, то само собой разумеется,
не многосложное. Любящим многосложность хотя бы в учении Господь
говорит: не лишне глаголете, то есть не говорите лишнего... Дай Бог, чтобы
из всех знаний, из всех наук образовалось в душах детей то стройное согласие,
та твердость христианская, система познаний, правил и навыков, которая
составляет истинное христианское образование и при которой наши питомцы
всегда будут и Богу во славу, и Церкви на утверждение и украшение и
обществу на пользу... Да будет же в нашей школе началом и концом Господь
Вседержитель, в деснице Коего все существующее, все умы,
благонамеренные изыскания и открытия умов, от Которого всякая наука и
всякий добрый успех в науках».
Святой Праведный Иоанн Кронштадтский обладал особым даром
преподавания, неразрывно связанным с отеческой любовью к ученикам.
Чувство любви к ближнему он в первую очередь стремился сообщать своим
слушателям: «Вы, дети, учитесь языкам - русскому, немецкому, латинскому.
Дело хорошее. Но смотрите, больше всего учитесь языку любви, самому
живому, выразительному, сильному языку. Без него знание языков не принесет
никакой существенной пользы...»
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,...62
Powered by FlippingBook