Фавор №11 - page 5

Учимся православию
Святой прлведный
И
оанн
Кронштадтский
КАК ЗАКОНОуЧИТбЛЬ И П6 ДАГ0 Г.
В одной из молитв Кронштадтскому Чудотворцу есть такое прошение:
«Помоги, Святой Праведный отче Иоанне Кронштадтский, отроки и
отроковицы в вере, честности, богобоязненности воспитати и успехи в
учении им даровати». Не случайны эти слова. Почти половину своей жизни,
около сорока лет, отец Иоанн посвятил преподавательской деятельности: с
1857 г. он преподаёт Закон Божий в Кронштадском городском училище, а с
1862г. в Кронштадской классической гимназии. Среди обширного
литературного наследия отца Иоанна добрая половина сочинений
предназначена для учащегося юношества.
Воспитывать души - такова была педагогическая задача, которую
поставил себе отец Иоанн. Дать ученикам определённое неисчезающее
основание, на котором они сами будут строить впоследствии прочное
здание разумного жизнепонимания. Здесь важен не объём знаний, а
прочность их усвоения. Отец Иоанн указывает, какими средствами
приобрести эту прочность. Главное средство - соединить знания с душой
ученика, слить со всем её прежним духовным содержанием так, чтобы
знание растворилось, вопшо, как новое постоянное качество духа. А для
этого нужно преподать только то, что может быть усвоено, переработано
душой, умом и сердцем, а не только одной памятью.
Отец Иоанн учил Закону Божию, а не просто объяснял евангельский
текст. Он ставил своей задачей просвещение сердец учеников. Делать из
Евангелия учебник - это значит обесценивать ту Книгу, которая должна
стать для ребенка руководством всей жизни, считал отец Иоанн. Его лицо,
руки, глаза - все говорило, как дороги, как святы, как нужны для жизни
Евангельские заветы, и дети слушали, слагая слова в сердцах своих. Именно
поэтому у о. Иоанна не было неспособных учеников. Его беседы
запоминались учениками навсегда и почти одинаково и сильными, и
слабыми. Были такие, которые не сразу умели передать содержание бесед о.
Иоанна, но не было таких, которые не принимали в свою душу его
наставлений. Все внимание Кронштадтского пастыря направлено было не
столько на то, чтобы заставить запомнить, сколько на то, чтобы внести
христианские заветы в души детей, наполнить их теми святыми образами,
какими была полна его душа. Вероятно, именно поэтому он никогда не
ставил своим ученикам низких отметок. Усвоение преподаваемого
проходило во время самих уроков. К экзаменам готовились не за страх, а по
любви к батюшке и к тому, чему он учил.
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,...62
Powered by FlippingBook