Фавор №11 - page 6

Учимся православию
В жизни учеников о. Иоанна были, конечно, и грехи, и падения. Бывали
случаи, когда о. Иоанн проявлял даже строгость. Но когда совет училища
или гимназии решал отчислить какого-нибудь ученика, о. Иоанн нередко
упрашивал отдать «неключимого раба» на поруки ему. С тревожным
вниманием наблюдал о. Иоанн за вверенной ему душой, следил за ней, как за
больным растением, наблюдал за каждым нездоровым движением и, как
правило, «выхаживал», уподобляя свой труд педагога заботам садовника.
Не следует, однако, думать что о. Иоанн потворствовал нерадивым
ученикам, проявляя бесхарактерность. Он прощал до тех пор, пока можно
было прощать. Если же дальнейшее пребывание ученика в училище было не
только бесполезным, но и вредным для других он твердо и решительно
подавал голос за его отчисление.
Самое сильное воздействие на детей оказывал личный пример
необычайной, святой жизни Кронштадтского законоучителя. Отец Иоанн
умел в учениках своих возжечь яркий светильник веры, показывая им
ежедневно своим собственным примером обязанность каждого христианина
следовать Евангельской заповеди о любви к ближнему. Его ученики
ежедневно могли наблюдать толпы народа, нуждающегося в благословении,
поучении, совете или помощи доброго пастыря, которого призывали и в
барские хоромы, и в убогие лачуги бедняков.
Отец Иоанн всегда ясно представлял себе, чему нужно учить в школе.
Вот его мудрое слово об этом, слово, которое и в наши дни звучит не менее
актуально, чем в его время.
«Что мы хотим сделать из наших юношей? - вопрошает о. Иоанн своих
слушателей, всезнающих или многознающих ученых мужей? Слишком этого
недостаточно. Можно и весьма много знать, быть весьма умным человеком
и в то же время, увы, быть негодным человеком и вредным членом
общества... Горе нам, если из наших учебных заведений стали бы выходить
такие ученые. Но что же мы хотим сделать из наших юношей? Полезных
обществу членов? Хорошо, но этого мало. Истинно полезными
христианскому обществу членами могут быть только воспитанные в
христианских понятиях, правилах, обычаях добрые сыны Православной
Церкви.
Значит, надо образовывать не только ученых людей и полезных членов
общества, но и - что нужнее - добрых, богобоязненных христиан. Это мы и
стараемся делать. Будем же питомцам внушать, что все знания научные без
науки подчинения властям, установленным законам и порядкам
общественным не принесут никакой пользы; что все науки имеют своим
центром и исходным началом Бога и Его вечную премудрость, как души
имеют своим прообразом Господа Бога, создавшего нас по образу и
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,...62
Powered by FlippingBook